17 провайдеров в одном доме: кризис или тренд?

Сложно поверить, но в Екатеринбурге, в одном доме как-то уживаются 17 (семнадцать!) интернет-провайдеров. О том, как операторам выжить в условиях такой сверхконкуренции; о телекоме в условиях кризиса экономики и насыщения рынка; о пиратстве; о растущих запросах клиентов; о рекламе со звездочками, поговорили на VII региональном съезде медиа-клуба «Рыбное место», который в этом году прошёл в Екатеринбурге:

Настоящее и будущее рынка широкополосного интернет-доступа

До недавнего времени средняя выручка на одного пользователя (ARPU) постоянно снижалась из-за конкурентных войн, которые ведут между собой интернет-провайдеры. Безусловно это выгодно пользователям, но операторы стали понимать, что постоянный демпинг невозможен и ни к чему хорошему это не приведет. Сейчас ARPU стагнировался и колеблется на отметке 360 рублей.

По предварительным данным TelecomDaily (за 3 квартал 2015 года), в России:

Количество абонентов

млн.  домохозяйств

Проникновение услуг ШПДИ

%

Средний ARPU

рублей

За счёт высокого уровня проникновения услуг, рынок ШПДИ уже сейчас замедляет свой рост в крупных городах и для естественного прироста у операторов остаётся два пути:

  • подключение новостроек;
  • тянуть свои сети в небольшие города с численностью населения менее 500 тыс. жителей.

Операторам приходится менять подход к конкуренции. Наверное помните, как несколько лет назад доходило до того, что провайдеры перерезали провода конкурентам?

Сейчас операторы перешли от «физической расправы» к маркетингу, но и здесь приемы далеко не всегда чисты. Абонентам то и дело нужно разглядывать, что же скрывается под той или иной звездочкой. Вот лишь некоторые уловки, которые используют операторы для привлечения новых абонентов:

  • Указание низкой цены, которая действует несколько первых месяцев, а дальше стоимость услуг возрастает в 2-3 раза;
  • Акции «Приведи друга» и т.п
  • Предложение перейти от конкурента с бонусом на первое время;
  • Прямое сравнение с конкурентами не в пользу последних;
  • Сезонные акции – к Новому году, дачному сезону, 1 сентября и так далее.
  • Указание максимальных предельных скоростей на безлимитных тарифах, недостижимое на практике;

В борьбе за клиентов операторы прибегают и к материальным подаркам: предоставляя бесплатно роутер или ТВ-приставку. И хорошо, когда оборудование качественное и справляется со своими обязанностями, но некоторые операторы, стремясь сократить свои расходы, закупают и «дарят» дешевое оборудование. В итоге у клиента постоянно проблемы с этим оборудованием, звонки в тех.поддержку, которая ничем не может помочь.

Клиент звонит в техподдержку, вынужден висеть на «горячей линии» по два часа, которая за это время уже превратилась в «холодную»

Денис Кусков

генеральный директор, ИАА TelecomDaily

В перспективе операторы будут больше внимания уделять лояльности к клиенту, предлагая дополнительные услуги; развивать техподдержку, возможно, за счет аутсорсинга.

Кстати, обратили внимание, что сейчас многие операторы в своих рекламах уходят от количественных показателей  (типа 100 Мбит/сек) и переключаются на эмоции простых людей?

Телеком-телеком, повернись к клиенту передом…

Интернет и ТВ для нас стали такими же необходимыми услугами, как электричество и горячая вода. Даже если оператор весь месяц работал безупречно, но однажды интернет пропал на 30 минут, то тут же начинается шквал звонков в техподдержку, на форумах и в соц.сетях появляются негативные сообщения в адрес провайдера… люди хотят качественного сервиса 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

Клиенты уже сами начинают диктовать свои условия. Если раньше оператор назначал дату и время, когда специалист придет и подключит интернет, то сейчас клиент говорит «Я буду дома в 19:00 и будьте добры в это время подключить мне интернет» и оператор соглашается на эти условия. Почему? Да потому что в подъезде еще 16 провайдеров.

Компания «Дом.ru» смещает фокус с количества на качество. В условиях стагнации рынка, борьба идёт за каждого клиента и сегодня мало просто переманить клиента к себе, нужно найти к нему подход, предоставить больше услуг за меньшие деньги и таким образом обеспечить долгосрочные отношения.

Андрей Чазов

директор по маркетингу, «Дом.ru»

«Что такое долгосрочные отношения?» подумали суровые екатеринбургские провайдеры и поняли, что нет ничего долгосрочнее и серьезнее брачных отношений. Но сделать это нужно было как-то креативно. Было решено воспользоваться своим служебным доступом на любую крышу.  Теперь в шутку, а может и всерьез, используя индивидуальный подход, один из провайдеров приглашает клиента для заключения договора на 50-ый этаж небоскреба и не просто заключить договор, а… выйти замуж и жить с их интернетом долго и счастливо:

Пошутили и хватит :) Возвращаемся к нашей теме. Рост количества пользовательских устройств (планшеты, компьютеры, ТВ) и улучшение качества контента (пользователи хотят смотреть видео в HD, и даже в 4K) приводит к изменению структуры трафика. Сейчас 80% трафика приходится на видеоконтент!

В свою очередь, для этого требуются большие скорости и если в 2009 году средняя скорость на клиента была 5 Мбит/сек, то в этому году этот показатель достиг 41 Мбит/сек. Для особенно требовательных клиентов, Дом.ru уже сейчас предлагает тариф 200 Мбит/сек.

Еще один пример. Давно ли вы заглядывали в ТВ-программу, которые печатаются в бесплатных газетах? Теперь программа на все каналы доступна прямо в телевизоре и вызывается в любой момент нажатием пары кнопок на пульте. Ушли те времена, когда мы вечером садились с дедушкой, просматривали программу на следующую неделю и отмечали интересные фильмы и передачи, чтобы не пропустить их. Сегодня цифровое телевидение позволяет заранее поставить программу на запись и просмотреть её в удобное время. Можно даже на запись не ставить, а просто пересмотреть архив телеканала на несколько часов назад. Фантастика? Нет, уже обыденность.

Рынок платного ТВ в мире и России

Вот так плавно от интернета мы уже перешли к ТВ. Ничего удивительного, ведь сейчас все провайдеры продвигают эти услуги в виде пакета и этот пакет, в дальнейшем будет только расширяться за счет дополнительных сервисов. Дмитрий Колесов привел данные Digital TV Research, J’son & Partners Consulting по изменению количества абонентов платного ТВ в мире и в России до 2025 года:

В присланной презентации, по России, почему-то график был до 2018 года, поэтому пришлось использовать график с фотографии (за фото спасибо Денису). А 2019 год очень важный в этом графике. В России давно хотят отключить кабельное аналоговое ТВ, но каждый раз откладывают. Сначала до 2017 года, потом до 2018 г… тут вспомнили, что на этот год приходятся выборы и людям нужно оставить ТВ и в итоге пока остановились на 2019 г.

До 2019 года мы будем наблюдать плавный переход абонентов из аналогового в цифровое кабельное – к этому нас уже подталкивают провайдеры, поднимая цену на аналоговое телевидение, не увеличивая при этом количество каналов, а в цифре качество лучше и количество каналов больше. В 2019 году, если все же решат: «Всё! Отключаем аналоговое», то эти люди перейдут на эфирное цифровое вещание, т.к. это бесплатно (нужно будет лишь один раз «разориться» на  DVB-T2-приемник и антенну).

Для российского зрителя, телевидение – значит БЕСПЛАТНО!

Дмитрий Колесов

директор департамента ТВ и контента J`Son&Partners Consulting, «Дом.ru»

Загадочное OTT и подводные камни

Что такое OTT? Честно говоря, я и сам впервые услышал эту аббревиатуру, но на самом деле все мы сталкиваемся с этими сервисами ежедневно. OTT — это всего лишь доставка видеоконтента на ваше устройство через интернет, без прямого контакта с оператором. Примеры? Крупнейшие ОТТ сервисы в России: IVI, Tvigle, Playfamily.

Для чего же операторы гонятся за этой технологией? Оказывается все просто: в период с 2014 г. по 2019 г., ARPU платного ТВ упадёт со 147,5 руб до 143 руб, а ARPU от OTT за тот же период вырастит с 80,1 руб до 172,9 руб. Именно для роста ARPU и нужен операторам OTT.

ARPU платного ТВ

ARPU OTT платного ТВ

руб., 2014 г.

руб., 2019 г.

руб., 2014 г.

руб., 2019 г.

 

Еще парочка интересных слайдов. На что пользователи тратят время в интернете и ТОР-20 киносайтов в России:

Собственно становится понятно, почему ОТТ у нас пока не так популярны – пиратство! Пока у русского человека есть возможность что-то скачать бесплатно – он будет это делать. Но пиратство не всегда связано с тем, что русский человек не хочет платить. Он бы рад заплатить, но у него просто нет возможности купить интересующий его сериал или фильм. Многие фильмы и сериалы не лицензируются вообще из-за высокой стоимости, либо лицензируются, но лишь через несколько месяцев после выхода фильма в прокат, а кому хочется ждать?

Миф, что российский пользователь не готов платить за медиаконтент.

Раньше только оборот DVD-дисков в РФ составлял 3 млрд $. Сегодня же оборот всей киноиндустрии (DVD, Blu-Ray, платное ТВ) составляет 1 млрд $. В связи с увеличением скоростей Интернета и появлением торренто-подобных сайтов все просто подсели на халяву. То есть потенциал покупательной способности есть и недооценён в 3,5 раза

Алексей Бырдин

генеральный директор ассоциации «Интернет-видео»

По словам Алексея Бырдина, уже скоро мы услышим о закрытии пиратских сайтов, очень многое делается для этого сейчас. И победа над пиратством даст мощный толчок к развитию OTT в России, хочется в это верить.

Есть ли кризис в телекоме?

Рынок телекоммуникаций один из немногих, успешно преодолевающих уже не первый кризис. Отрасль безусловно косвенно испытывает влияние кризиса, но выражается это во временной приостановке больших инвестиционных проектов: таких как строительство новых сетей. Падение рынка в 2015 в телекоме лишь номинально — рынок интернета и ТВ на пороге насыщения и это не может не сказаться на замедлении роста.

Рыбное место: Здесь есть, что ловить!

Спасибо компании «Дом.ru» за возможность принять участие в VII съезде медиа-клуба «Рыбное место». Организаторам удалось поймать ту золотую середину между деловой частью и развлекательной программой. А нам поймать море полезной информации и океан впечатлений. Рыбное место: «Здесь есть, что ловить!».

comments powered by HyperComments